Пестушки
Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в полусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствования. Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится прежде всего старое, но незаменимое средство — массаж. Еще в древние времена были найдены основные приемы массажа младенцев, своеобразно закрепленные и в пестушках — одном из видов устного народного творчества.
Массаж младенца
Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязательно сопровождаться тактильным раздражением в виде мягких прикосновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на ранних этапах жизни.
Всякая пестушка одновременно решала три задачи – развивала ребенка физически, учила его послдеовательно мыслить и дарила радостные эмоции.
Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т. д. — ласково приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Если малыш в ответ издавал звуки, мать обязательно включалась в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произнося: «А в головку — разумок», — нежно гладила малыша по головке.
Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направленный на развитие отдельных групп мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно было, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинали делать с самого раннего возраста.
Когда ребенок становился на ножки, его держали под мышки, приподнимали, опускали и озорно подпевали:
Дыбок, дыбок, Завтра годок!
Дыбок, дыбок, Целый годок!
Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые движения.
Обучение ходьбе
Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега, — наступал черед другим пестушкам, которые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатываемого двигательного навыка. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка. Так, когда подходило время ребенку вставать на ножки и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему — брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называлось «разрезать путо (путы)» и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.
Если ребенок долго не начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, засеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способствовать укреплению ножек ребенка.
В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом. Два-три деревянных обруча разного диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали каркас наподобие колокола. Нижний обруч — самого большого диаметра — волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы — печки, порога. Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).
Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласковым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый самостоятельный шаг ребенка было принято отмечать.
Развитие других частей тела
Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую!
Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плавным: «Лунь плывет, лунь плывет».
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т. е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Это способствовало не только развитию сложных координированных движений скелетной мускулатуры, но и закреплению единства объекта и движения в целостном образе. В свою очередь, у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:
Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты...