Пестушки

Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в по­лусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствова­ния. Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится преж­де всего старое, но незаменимое средство — массаж. Еще в древние времена были найдены основные приемы массажа младенцев, свое­образно закрепленные и в пестушках — одном из видов устного народного творчества.

Массаж младенца

Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имею­щий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мело­дику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязатель­но сопровождаться тактильным раздражением в виде мягких при­косновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания  детей на ранних этапах жизни.        

Всякая пестушка одновременно решала три задачи – развивала ребенка физически, учила его послдеовательно мыслить и дарила радостные эмоции.

Ритм пестушки, ее смысловое  содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, рас­пеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начи­нала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т. д. — ласково приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Если малыш в ответ издавал звуки, мать обязательно включалась в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произнося: «А в головку — разумок», — нежно гла­дила малыша по головке.

Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направ­ленный на развитие отдельных групп мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно было, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинали делать с самого раннего возраста.

Когда ребенок становился на ножки, его держали под мышки, при­поднимали, опускали и озорно подпевали:

Дыбок, дыбок, Завтра годок!

Дыбок, дыбок, Целый годок!

Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались мла­денцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, под­бадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые движения.

 

Обучение ходьбе

Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега, — наступал черед другим пестушкам, кото­рые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатыва­емого двигательного навыка. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

 

Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие дви­гательных способностей ребенка. Так, когда подходило время ребенку вставать на ножки и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему — брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называ­лось «разрезать путо (путы)» и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.

Если ребенок долго не начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, за­сеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способ­ствовать укреплению ножек ребенка.

В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом. Два-три деревянных обруча разно­го диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали кар­кас наподобие колокола. Нижний обруч — самого большого диамет­ра — волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы — печки, порога. Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).

Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласко­вым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый самостоятельный шаг ребен­ка было принято отмечать.

 

Развитие других частей тела

Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:

Тятеньке — сажень,

Маменьке — сажень,

Дедушке — сажень,

Бабушке — сажень,

Брату — сажень,

Сестрице — сажень,

А Колюшеньке —

Большую, набольшую!

 

Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведе­ния рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно из­менялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плав­ным: «Лунь плывет, лунь плывет».

Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обуча­ли именно действию, т. е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Это способствовало не только раз­витию сложных координированных движений скелетной мускулатуры, но и закреплению единства объекта и движения в целостном образе. В свою очередь, у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.

Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты...