Каждое лето на Подворье «Лельник» мы с девочками 6-10 лет отыгрываем «кукольную свадьбу». Что это за игра?

 

В книге И. И. Шангиной «Русские дети и их игры» есть описание детской игры «в свадьбу», широко распространенной среди русских крестьянских девочек В основе игры - кукольная свадьба, в которую играли девочки из села Покшеньга Пинежского уезда Архангельской губернии. Она была записана этнографом и фольклористом И. М. Левиной летом 1927 года.

 

Вот отрывки из главы:

«Это несколько переработанный вариант детской игры «в свадьбу», широко распространенной среди русских крестьянских девочек. За основу была использована кукольная свадьба, в которую играли девочки из села Покшеньга Пинежского уезда Архангельской губернии: Аля Шангина – 14 лет, Вивея Тыркасо-ва – 13 лет, Анфиса Щеголихина – 13 лет, Алена Амосова – 13 лет, Катя Шихина – 11 лет. Она была записана этнографом и фольклористом И. М. Левиной летом 1927 года.

Девочки в игре имитировали настоящую свадьбу, их они видели в своем родном селе. Аля Шангина, главный инициатор и руководитель игры, говорила этнографу: «Эти свадьбы мы видели у взрослых и подражаем им, но не каждая девочка усваивает обряд, и которые уже усвоили, учат других подруг. Знающая девочка проводит свадьбу, и с нею вместе проводят другие; но больше всего мы снимаем пример со взрослых» [Левина И. М. Кукольные игры в свадьбу и «метите» // Крестьянское искусство СССР. Л., 1928. С. 230.].

---

Разыгрываемая детьми кукольная свадьба, естественно, не являлась точной копией настоящего свадебного обряда. Девочки включили в нее только те обрядовые действия, которые они могли наблюдать в качестве зрителей. Все остальные ритуалы, даже очень важные с точки зрения крестьян, в детской игре «в свадьбу» полностью отсутствовали. Кроме того, девочки ввели в кукольный свадебный ритуал только наиболее яркие, динамичные моменты настоящей свадьбы, исключив полностью все, что им казалось скучным и неинтересным. Дети, в силу своего возраста, не могли запомнить все, что поется на свадьбе взрослыми. Магические действия, совершаемые над женихом и невестой во время свадьбы, такие, как посыпание зерном, связанные с пожеланием жизненного благополучия, различного рода манипуляции божаточки и тысяцкого по защите жениха и невесты от порчи, в игру девочками включены не были. Исключением является только обычай укрывания лица невесты платком для защиты от нечистой силы. Девочки в своей игре выполняли его с удовольствием, закутывая куклу-невесту с ног до головы».

 

Как обычно у нас в Лельнике проходила игра. Мы заранее с кукольной мастерицей делали кукол для свадьбы – невесту, жениха, родственников. Потом к нам приходили этнографы, изучающие свадебный обряд, и рассказывали об одной из частей свадьбы, сразу показывая в куклах, что нужно делать.

Так нам рассказывали про обряд расплетания косы, про сватовство, про повивание.

Девочки смотрели во все глаза, сразу начинали играть, и после ухода рассказчицы игра продолжалась почти весь день, обычно заканчиваясь игровой свадьбой для кого-нибудь из взрослых :).