Обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой (пестушкой):

 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

 

Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие дви­гательных способностей ребенка. Так, когда подходило время ребенку вставать на ножки и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему — брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называ­лось «разрезать путо (путы)» и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.

Если ребенок долго не начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, за­сеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способ­ствовать укреплению ножек ребенка.

В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом. Два-три деревянных обруча разно­го диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали кар­кас наподобие колокола. Нижний обруч — самого большого диамет­ра — волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы — печки, порога. Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).

Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласко­вым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый самостоятельный шаг ребен­ка было принято отмечать.