Обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой (пестушкой):
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка. Так, когда подходило время ребенку вставать на ножки и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему — брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называлось «разрезать путо (путы)» и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.
Если ребенок долго не начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, засеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способствовать укреплению ножек ребенка.
В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом. Два-три деревянных обруча разного диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали каркас наподобие колокола. Нижний обруч — самого большого диаметра — волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы — печки, порога. Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).
Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласковым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый самостоятельный шаг ребенка было принято отмечать.