Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьем. В этот день девушки надевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для праздника. В Белгородской обл. на каждый день праздничного цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскреснье старинные белые, в понедельник  - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно традиционным девичьим украшением на Т. был венок, а в северных районах – головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинными, их, как правило, не носили в другое время.

 

«Наш праздник, девичий! Барышни гуляют», - говорили о Т. в с. Никольском Можайского у. Московской губ. Нарядно одетые девушки прогуливались вдоль своей или центральной деревни, а так же собирались около приходского храма. В Московской губ. В церковную службу Троицкого дня входил специальный девичий молебен.  К Т. был приурочен ряд девичьих/женских обрядов: кумление, крещение и похороны кукушки, ритуалы с березой, коллективный сбор лекарственных трав.

Праздник включал и непременную трапезу для девушек, которую проводили в складчину или в доме одного из сельчан. Главными блюдами были яйца и яичница, а так же изделия из теста, приготавливали их нередко старшие женщины. В Орловской губ. Пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг него водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и замешивали в свадебный каравай, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Скатерть из-под троицкого каравая тоже хранили. На смотринах (в свадебном обряде) ее тайно клали на стол под верхнюю скатерть, полагая, что таким образом можно крепче привязать парня к девушке. (…)

 

Для Т. характерны девичьи гадания на будущее с пусканием по воде троицких венков, завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку. Дерево (в основном береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки  - чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки в тот момент, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг себя и падала или, получив свою долю при разламывании старого плуга, бросала ее,  не глядя. В какую сторону упадет девушка или обломок плуга, в той стороне жених будет. В Московской губ. В ночь на Т. девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше.

 

Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах. Для них характерен мотив величания девушек, девичьего праздника, девичьих занятий.

 

Йо, йо, березонька!

Йо, йо, кудрявая!

Семик честной да Троица –

Только, только у нас, у девушек, и праздничек!

 

 

* Глава из книги

Зеленые святки. Троица (гадание). Русский праздник. О.Г.Баранова, Т.А.Зимина, Е.Л.Мадлевская, А.Б.Островский, Н.Н.Соснина, В.Г.Холодная, И.И.Шангина. С-П 2001 г.

 

** В оформлении использовались картина
«Гадание» (1893, местонахождение неизвестно)