Семик – седьмой четверг после пасхи считался большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность с центральным персонажем – березкой.

Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшались березками, зелеными ветками, цветами. На Троицу прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилался свежей травой. Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали Семик.

(….)

 

По традиции, в Смоленской губернии в семик шли с березкой под песню:

Ой, где девки шли, там и рожь густа,

Ой, где вдовы шли, там трава росла,

Что трава росла высока, зелена;

Где молодушки шли, там цветы цветут,

Ну цветут цветы по всей улице,

По всей улице да по бережку,

          Что по бережку под кусточками.

 

Во владимирских деревнях «накануне Семика девушки рубят березку, украшают ее лентами, а в самый Семик они вместе с парнями, которые несут березку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают ее в рожь»

Береза моя, березонька!

Береза моя белая,

Береза моя кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Осередь долинушки,

На тебе, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки,

Красны девушки,

Семик поют,

Под тобою, березонька,

Красны девушки

          Венок плетут.

 

 

Юлия Косцова. Древний обряд кумление

 

В Саратовской губернии «для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных  припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же Семик, в полдень, начинается торжество.  Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою.  Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие – ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню:

Ио, ио, Семик-Троица,

Туча с громом сговаривалась:

Пойдем, гром, погуляем с тобой,

Во ту слободу, в Радышевичну.

Ио, ио, Семик-Троица!

           С пением идут в лес, где происходит пир.»

 

В разных местах троицкий обряд с молодым деревом был, разумеется неодинаков, каждая губерния, и даже деревня, имела набор действий и в собствнной последовательности, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, хороводные песни и игры под березкой, рубка дерева, а затем уничтожение его, гадание на венках, брошенных в воду.

Как это происходило в конкретных условиях русской деревни позапрошлого века, покажут примеры, приводимые ниже.

В большинстве деревень Дмитровского уезда Московской губернии в среду перед Троицей, то есть накануне Семика, девушки отправлялись выбирать – заламывать березки, а на другой  день, в Семицкий четверг, или же в субботу с яичницей и пивом шли завивать эти березки. Каждя приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, девушки, разместившись вокруг одной из них, выкладывали на полотенце (скатерть) яичницы. Получался удивительный ковер, словно бы солнечная мозаика. Затем девушки водили хоровод и пели песню:

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая,

К тебе девки пришли,

Пироги принесли,

Со яичнецею.

Девушки из владимирских деревень славили березку своими песнями:

Березынька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобою, березынька,

Все не мак цветет,

По тобою, березынька,

Не огонь горит,

Не мак цветет-

Красны девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березынька,

Все песни поют.

(…)

 

Существовал и такой обычай: пеклись специальные «козули» - род круглых лепешек, которые обкладывали вареными яйцами наподобие венка. С этими козулями девушки шли в лес, где с песнями завивали на березке ленточки, бумажки, нитки. В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая вершины с травой.

(…)

Ты не радуйся, осина,

А ты радуйся, береза:

К тебе девки идут,

К тебе красные идут,

Со куличиками, со яичками!

Завивайся ты, березка,

Завивайся ты, кудрявая!

Мы к тебе пришли

Со яичками,

Мы к тебе пришли,

Со куличиками,

Яички-те красные,

Куличики-те  сдобные.

(Владимирская губ.)

              (…)

 

В Семик, нижегородская молодежь, по рассказам очевидцев, рядила в девицу березку, а девку или парня – в шутовской наряд «барабанщика».Затем всей гурьбой отправлялись на луг, возглавляли шествие ряженые – человек и дерево. На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку.

 

Обряд кумления мог происходить не на Вознесение, а в Семик. Еще в записях ХVIII века говорится о том, что на Семик девушки идут в рощи, где нагибают молодые плакучие березки, свивают из них венки, затем становятся парами и сквозь венки целуются, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

           Вечно дружиться.

 

Обряд почти в том же виде сохранился и в ХIХ веке. «Ветки березок загибают в круг, так что образуются венки, или венки из березок или трав и цветов навешиваются на березки.  К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем целовались, менялись крестами и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь, или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде».[Пропп,128]

 

* Глава из книги

Анна Некрылова, Русский традиционный календарь,

С-П 2007г, И - «Азбука - Классика». Семик

 

** В оформлении использовались картины

Юлия Косцова. Плетение венков

Юлия Косцова. Древний обряд кумление