На Вознесение заведено было печь большие продолговатые пироги, верх которых выкладывался в виде перекладин из теста обычно числом семь. Назывались пироги лестницами или лестовками, их несли в церковь освящать и раздавать богослужителям и нищим. А порой с этими пирогами влезали на колокольни, бросали их вниз и смотрели, упадет пирог вдоль или поперек церкви, уцелеет или разобьется, и потому как он падал, гадали, в какое из семи чудес попадет человек после смерти.
Краевед-этнограф А.В.Балов описал праздник Вознесения Господня в окрестностях Углича. В поле выносили украшенную березку и ставили её в рожь – «этим приветствуют рожь». Близ березки если яичницу, затем часть её и еще одно яйцо через голову бросали в рожь, чтобы она лучше уродилась. Потом «катались» на полосе, чтобы спина не уставала во время жатвы. «Украшенную березку оставляли в поле до жнитва». После приветствия ржи плели венки: если девице, то три прутика березки в виде косы, если парню – то в виде кружка. Венки перевязывали лентами и оставляли до Троицы. В Троицу их ломали и бросали в воду.
О праздновании Вознесения в Ярославской губ. Рассказал И.В. Костоловский. Так, в Рыбинском уезде в день Вознесения после обедни молодые члены семьи, парни и девицы, шли на озимые поля с яичницей. Каждый из них нес свежесрезанную березовую ветку и на своей полосе втыкал в озимое (ржаное) поле, после чего съедал яичницу. В некоторых селениях варили яйца и раздавали их детям – мальчикам и девочкам. Ребятишки, как и взрослые, кидали яйца вверх, «чтобы рожь была высокая». Затем катались по полосе, «чтобы земля хорошо уродила». После возвращались домой с песнями. Богатые крестьяне украшали березку лентами. (…)
А. Грачев, Семик или Гулянье в Марьиной Роще, 1845 г.
Заканчивался весенний цикл сельскохозяйственного года крестьянина празднованием Семика – Троицы и проводами русалок, что означало переход к лету. (…) Во время Семика жилища украшали ветками дуба, рябины, но обязательно (или больше всего) березой, ибо славяне считали ее своим предком – покровителем.
Седьмая неделя после Пасхи в народе именовалась русальной, Семиком, зеленой, задушной, поминальной. «Зеленые святки» или «русальная неделя», предшествовали Троице. (…)
Для торжества Семика красили в желтую краску яйца, затирали хлеб, готовили яичницу, сырники. Все это делали в складчину, а пир устраивали в поле или лесу. (…) Девицы наряжались в лучшие наряды и с запасом яиц, лепешек, зерен шли завивать венки на березе. Здесь подружки «кумились», обменивались бусами, лентами, колечками, иногда крестиками. На Троицу или в Духов день березку развивали: расплетали её, снимали с неё ленты, а затем плели себе венки и с песнями пускали их по воде, загадывая о будущем – о женихах, счастье или несчастье.
(…)
Кумление – главным образом женский праздник, олицетворявший союз женщин. Целовались не просто, а через венки из живых цветов, через связанные верхушки молодых березок. Венок из живых цветов или молодые березки символизировали растительную силу, приобщение к «матери – земли». Обряд в момент рождающейся силы земли – наивысший миг её жизненной деятельности, который передавался женщине, будущей матери, приготовлял её к будущему материнству. Отсюда и содержание песен и пожеланий: девушке подростку – расцвесть, взрослой девушке – выйти замуж, замужней – родить. Мужчины в этом разднике участвовали только на завершающем его этапе.
Еще о роли березки. Ею украшали избы, дворы, ворота. С нею шли в церковь, и там она освящалась. После этого ей приписывалась целебная сила. В лесу выбирали молодую и сочную березку, причем в том месте, где можно было бы вокруг неё водить хоровод. Её заранее отмечали (заламывали). Выбранную березку завивали: загибали концы её веток в кольца, и делали их в виде венков. Иногда верхушки берез связывали и образовывали из них арки. Ветки березок переплетались травами и цветами. Завитую березку украшали, иногда её срубали и несли в деревню, где вокруг неё, надев венки, водили игры, пели песни в честь Семика.
(…)
Семик был исключительно женским, девичьим праздником.
* Глава из книги
В.А. Федоров. Жизнь, обряды и нравы русской дореволюционной деревни,
Вторая половина XIX – начало XX века, И - Москва, 2015г.
** В оформлении использовались картины
Петр Александрович Суходольский. Троицын день, 1884 г.
А. Грачев. Семик или Гулянье в Марьиной Роще, 1845 г.