Живое рассуждение исполняется рассудком, но рассудок – это часть или орудие разума. Поэтому любое рассуждение в жизни оказывается способом решить какую-то жизненную задачу. Поэтому мы почти никогда не замечаем, когда рассуждаем в быту. Мы помним дела, о которых говорили, помним, как делали их, как решали их, как задачи, но не помним, как рассуждали при этом.

Но стоит приглядеться к тому, как мы думаем о деле, и вы заметите: это действительно сплошь пронизано рассуждениями. Как пример предложу вам решить, сколько минуть вы сможете выделить на чтение учебника Науки думать ежедневно. Просто попробуйте принять решение, что вы будите читать Науку думать каждый день. Если вы действительно попытаетесь принять такое решение, вы тут же налетите на то, что надо как-то развести другие дела, что времени мало, что иногда захочется заняться чем-то другим, что надо как-то увязывать дела…

И все, что вы будете при этом делать, будет рассуждением.

И также вы можете попробовать сказать себе: остановись мгновенье! – в любом другом деле, которое обсуждаете с другими людьми или с собой. И если вам удастся остановить себя посреди потока слов и мыслей и взглянуть вспять на то, что вы только что делали, вы увидите, что либо рассуждали, либо готовили возможность рассуждения, либо воплощали итог рассуждения.

Если вы хотите научиться рассуждать лучше, чем рассуждаете сейчас, нужно найти ту задачу, в которой вы болезненно почувствовали, как вы слабы в рассуждении. И тогда ее можно использовать для совершенствования. Можно найти и тот случай, когда вы жарко завидовали кому-то, кто рассуждал лучше вас. И сделали это мечтой.

 

Но лучше начать обучаться работе с рассуждением не на примерах рассуждений, а на делах. Рассуждение и дело пронизывают друг друга. Они неотделимы одно от другого. Дел без рассуждений не бывает. И если вам трудно вспомнить случаи, когда вам хотелось рассуждать лучше, это не страшно. Даже более того: именно с них начинать и не надо, по той простой причине, что вы и не очень хотите овладеть этими видами рассуждения. Хотели бы – уже овладели бы! Или, по крайней мере, занимались бы этим неустанно.

Но вы только помните эту боль, а сами заняты другим, точнее, бытом, жизнью. А те случаи храните как торшаки – придорожные столбы с указателями, куда вам ходить не желательно.  В вас живет сопротивление совершенствовать свое умение рассуждать именно в тех случаях, которые вы помните болезненно, даже как мечту.  Начать с них можно, но успех будет только в том случае, если по жизни вы доросли до того, чтобы вернуться к тем задачам.

Если же вы не доросли, если ваша жизнь не сделала виток, на котором к этому можно снова вернуться, вы не заставите себя погрузиться в те рассуждения. Вы будите делать это усилием, поймаете себя на том, что постоянно думаете о другом, заскучаете и бросите все осознанное самосовершенствование. И вернетесь к самосовершенствованию скрытому и незаметному. Просто потому, что ничем другим мы все равно не занимаемся!

Скрытое самосовершенствование идет в нас каждый миг, когда мы сталкиваемся с новыми, незнакомыми задачами. Мы постоянно учимся и постоянно улучшаем свою жизнь. Разум не умеет отдыхать, он постоянно решает  либо задачи выживания, либо задачи лучшей жизни. Это привычно, как среда, поэтому мы даже не замечаем этого, как не замечаем, что постоянно рассуждаем.

 

Но это неосознанное самосовершенствование плохо тем, что в нем мы не хозяева тому, что делает разум. И если он обучен работать с ошибками, он думает с ошибками. Если в мое сознание вкрались помехи, они мешают думать, а разум, чтобы все же решить поставленную задачу, вынужден решать ее в обход помехи, а значит, постоянно думает криво и трудно. Самосовершенствование разума вполне может быть осознанным, и лучше, если таким и будет.

Поэтому мы вполне можем оседлать поток собственной работы над самим собой, над своей способностью думать и рассуждать.  И начать просто проверять, нет ли помех, лучшим ли способом мы рассуждаем, действительно ли мое рассуждение мне самому нравится. Для этого и нужно-то всего лишь осознавать, как ты рассуждаешь, и отмечать сбои и ошибки. По ним можно будет исправить все.

Такой подход мазыки называли Совершенствованием в позволении.

Суть этого названия в том, что не нужно придумывать себе искусственных задач для рассуждения. Не нужно намеренно учиться логике или математике, не нужно решать экономические или технические задачи. Нужно просто принять решение, что ты хочешь всего лишь жить лучше, прямо тем, чем и живешь. Жить лучше, работать меньше, зарабатывать больше, создавать красивые вещи, много отдыхать и проводить время с любимыми и так, как это тебе в наслаждение.

Для этого есть все возможности. Самое главное - ты прямо сейчас жив, значит, тот способ жизни, который ты ведешь, обеспечивает твое выживание. И при этом ты несовершенен в том, как делаешь свои дела, то есть в жизнеобеспечении. Если довести его до совершенства, ты определенно станешь жить лучше. Если потом подумать и выбрать еще и более подходящий именно тебе способ жизнеобеспечения, мечта свершится.

Но начать надо прямо с того, чем ты занят сейчас. И принять исходную мысль. Можно назвать ее, как предложили психологи, установкой: я живу хуже, чем могу. И это потому, что мой разум несовершенен. И несовершенно мое умение рассуждать.

 

Если вы примите, что вы несовершенны в рассуждении, вы можете поставить себе задачу овладеть рассуждением как искусством. И стать в этом художником. Это возможно и вовсе не так уж трудно. Просто потому, что ваша способность рассуждать действительно великолепна. Вам ненужно совершать каких-то нечеловеческих усилий мысли, чтобы восстановить ее. Достаточно всего лишь очистить, и ваш разум сам начнет выхватывать из окружающего потока сознания все лучшие примеры.

Рассуждение – очень важное орудие, которым природа оснастила человека для жизни в этом мире. Сделать его совершенным – значит, чрезвычайно улучшить свое выживание и свою жизнь. На это потребуется время, но вовсе не такое уж большое, по сравнению с тем, сколько вы его тратите на обходные пути вокруг ошибок рассуждения. Это время все вернется к вам с лихвой, потому что иначе вы вбухаете его в непомерный труд  по обеспечению хоть какого-то выживания.

Хорошее орудие – это даже не станок вместо ручного инструмента кустаря, это как поточная линия, да еще и оборудованная электронным управлением. Она же работает сама. Точнее, рассуждение и разум работают сами. И что еще важно: таких орудий, как рассуждение, в нашем распоряжении совсем немного. Собственно говоря, для того, чтобы с выживанием все было решено, разум использует только три: представление, рассуждение и воображение.

Если их довести до их естественной способности, жизнь изменится настолько, что можно будет заняться и тем, что хочет душа.

Можно, конечно, рвануть к духовным вершинам и на усилии, просто бросив этот мир и сбежав в горный монастырь, например. К сожалению, все радости вашего несовершенства вскарабкаются на вашу гору вместе с вами…

 

*Глава из книги

А. Шевцов

«Наука думать. (Думать рассуждая) Книга первая»

Издательское товарищество "Роща Академии", 2008 год.

 

На картинке: Владимир Егорович Маковский. Рыбачки, 1886 год