Если ребенок научился разделять образы и решать задачи сначала только во образах, он готов к следующему уроку, который жизнь обязательно даст ему. В сущности это тот же урок, после которого в детях пробуждается маленький гаденыш: однажды родители должны показать ему , что далее ко не все, что выходит из него, божественно.

Потеря божественности, потеря состояния, в котором он окружен восхищением и почитанием, происходит вместе с потерей бессмысленности и обретением разума. В сущности, это всего лишь договор о том, чтобы стать человеком. Звучит он, примерно, так: если ты разумный, так постарайся не гадиться, как и где попало. Позови, когда тебе захочется испражняться.

И если разумный ребенок вдруг обгадится, он начинает вместо восхищения вызывать раздражение и превращаться в говнюка. Но говнюк – это не только тот, кто гадится. Такое может случиться с каждым. Этот тот, кто гадится на зло, в сущности, вредит доступными ему способами. Такого говнюка зовут гаденыш. И это прямо сращивает его со Змеем, противником Бога. Вот такая странная, но действительная мифология нашего детства!

Божок превращается в свою противоположность, если только переход в разум произойдет болезненно.

Соответственно, раскрытие сообразительности возможно тоже двумя путями и происходит в этом же возрасте. Основа ее уже заложена: ребенок способен решать жизненные задачи в образах, не начиная действовать. К тому же, он в состоянии разделять образы, которые имеет, создавая недостающие для решения своих задач. Теперь это искусственно надо углублять.

Если родители провели ребенка через обретение разумности, не разрушая у него чувство блаженства, в которм он прибывал младенцем, и он не почувствовал, что его перестали любить, как раньше, и к тому же, он получает достаточно восхищения и став старше, он не превращается в гаденыша. Но это не значит, что ему все будет разрешено. Дом есть дом, и в нем, как и в мире, есть немало опасностей, да и не все принадлежит ребенку. Так или иначе, он должен это понять. Пока он был дитем, запретов для него не было, потому что он сам ни до чего не мог дотянуться, а когда мог, его просто обманывали, отвлекая от вещи, которая не должна быть в его руках.

Но вот он подрос, и теперь он в состоянии сам разысказать все, что его привлекает. И тут уж за ним не уследишь. Поэтому надо сделать так, чтобы тот, кто за ним следит, всегда был с ребенком. А это возможно только в том случае, если запрет поселить прямо в его сознании. Поэтому ребенку запрещают какие-то действия, и так или иначе закрепляют запрет.

Простейший способ – это наказание за нарушение запрета. Более сложный – показать последствия.

Если родителями был избран первый путь, ребенок будет знать: единственной помехой между ним и желанным являются только родители. И он начинает хитрить. Его сообразительность развивается по пути плута.

Если не пожалеть личного времени и показать последствия, ребенок сохранит доверие к родителям и даже убедиться, что они по-прежнему живут только ради него. И тогда он слегка отстанет в развитии сообразительности, но зато семья будет счастливой. Этот путь называется послушанием.

Что нужно знать про сообразительность плутовства. Во-первых, то, что она свойственна всем. Так или иначе, с родителями или с другими людьми, но мы все налетаем на то, что нам что-то запрещают, и надо как-то обойти запрет. Плутовство – важнейшая часть той разумно жизни, которая развилась у человечества. Поэтому героями многих древнейших произведений человечества были плуты.

Величайшим плутом был Уллис, он же Одиссей. Братья Пандавы оказываются лишенными царства из-за плутовства, из-за него же разгорается величайшая битва древнего мира, после которой мир уже никогда не был прежним – Махабхарата. Как и битва за Трою, есть битва из-за плутовства. При этом все виды трикстеров, то есть плутов – любимые герои человечества. Как и любимыми жанрами литературы являются плутовской роман и детектив.

Плутовство – это средство выражения среди плутов. Даже если ты сам предпочитаешь жить честно, распознавать плутовство необходимо. А для этого им надо владеть. Это признак разумности.

К тому же, плутовство – величайшая школа обучения разума. Оно позволяет сделать разум тончайшим орудием. К сожалению, плутовство – это только орудие выживания среди людей. И выживания сомнительного, Потому что плутов слишком часто настигает наказание. Чем и являются Махабхарата или битва за Трою.

Плутовство – хороший прием выживания за счет своих ближних короткое время. Оно предоставляет выигрыш прямо сейчас, заставляя расплатиться сторицей чуть позже. Поэтому, если задача слишком важна, важней последствий, на плутовство идут и честные люди. Но жизненный опыт учит нас: в общем и целом, плутовство слишком дорогое удовольствие.

В сущности, оно, как и та самая игра в кости или карты, в которую Пандавы проиграли свое царство, постоянно держит человека в надежде, что в этот раз ему повезет, и он сумеет скрыть следы своего преступления, то есть нарушения запрета. Вероятно, иногда эти надежды сбываются…

Но проигрышно ли плутовство в общем, мне сейчас не важно, важнее то, что оно чрезвычайно развивает сообразительность. Суть этой сообразительности не в том, чтобы просто найти способ, как получить желанное. Это основа любой сообразительности. Суть плутовской сообразительности в том, как обойти того, кто запрещает просто взять желанное.

Иначе говоря, она направлена на то, чтобы научиться обманывать людей. Обманывать любыми способами, но исходно – своим внешним видом. Плут, услышав про запрет, не будет возмущаться или драться, он не дурак. Он сделает вид, что принял договор и будет послушным. И так усыпить бдительность стража.

А затем он либо уйдет, и сделает попытку добраться до цели, когда стража нет или он спит, либо он вотрется ему в доверие и дождется мига, когда ему доверят запретную вещь.

С точки зрения самопознания достаточно обнаружить в себе все эти виды сообразительности, чтобы владеть ими осознанно. С точки зрения прикладной психологии, их все надо отыграть, чтобы понять, стоит ли их использовать, и насколько они выигрышны по сравнению с другими способами получения желанного. Иными словами, если мы выходим на уровень прикладной психологии, наша задача жить как можно лучше.

Значит, нам надо выявить все способы достижения желанного и выбрать из них те, которые подходят нам сегодня, а значит, проверены и выбраны тем разумом, который мы обрели за годы усилий. Иначе приему плутовской сообразительности будут действовать за нас сами, затягивая в то детское состояние, в котором вы очень гордились, что изобрели их.

Когда прикладная психологическая работа по выявлению и отыгрыванию приемов плутовской сообразительности будет сделана, вскроется много такого, что будет смешно и стыдно… Все-таки плутовство – это очень детский способ жить.

И даже если плутом окажется взрослый и вполне успешный человек, он всегда про себя скажет, как и говорят такие люди, оказавшись в тюрьме: разве мы воруем?! Воруют те, кто захвати главные источники жизненной силы этого мира.

А как их захватить? Строго в соответствии с законом. Иными словами, часто, законно, чтобы комар носа не подточил. Иначе все равно отберут и накажут. Это значит, что настоящие блага жизни достигаются теми, кто избирает не плутовской путь в развитии сообразительности.

Чем примечателен Управляющий образ плутовской сообразительности? Уже сказано: он нацелен на человека, которого надо обмануть. Иными словами, по своей сути этот образ более всего похож на правила игры, вроде тех игр, что придумывают дети. Эти правила описывать осложнения, которые надо преодолевать на пути к победе, и наказания, которые понесут проигравшие.

Осложнения задаются Стражем, то есть тем, кто объявляет запрет, наказания тоже по праву принадлежат ему. Но это право игры, поэтому плуты возмущаются лишь для виду, когда их наказывают. В действительности они не обижаются: наказание просто обязано быть, оно часть игры!

Все правила сложных детских игр – это отработка управляющего образа плутовства. Искоренить из жизни плутовство – это убить игру. Есть только один способ от него избавиться – стать взрослым. М это обязательно происходит со всеми, даже с самыми заядлыми плутами. Но как это скучно!..

 

 

 *Глава из книги

А. Шевцов

«Заметки о воспитании детей»

Издательское Товарищество "Роща Академии", 2013 год

 

** В оформлении использовалась картина

Август Фридрих Зигерт Юный знаток, 1863 год