(из неизданных материалов, ответ слушателю)
«…В общем, все верно. Струя мышления виноватости, так говорили, это постоянные игры в волшебную палочку. Виноватым приучают нас быть взрослые, чтобы мы какое-то время были управляемыми и им не мешали. Мы же используем виноватость, чтобы сделать управляемыми их. И ведь ждем внутренне железно-обязательного ответа, если признаем себя виноватыми и попросим прощения. Я отрезал тебе руку, извини!
Да, извинить можно, но руки уже нет. Исправить ничего нельзя, поэтому разумный человек не виноватится, а действует. И он признает не вину, а ошибку. Вина бывает только тогда, когда ты вредил намеренно. ТО есть намеренно накапливал вину.
Во всех остальных случаях стоит попробовать извиняться перед грузовиком, который летит на тебя. Например, за то, что ты неправильно переходил дорогу, виноват.
Попробуйте. И вы сразу поймете, что вы никогда не чувствуете себя виноватыми перед тем, что неуправляемо. Там вы действуете и спасаетесь. А там, где появляется вина, всегда ложь и подлость. А задача решается одна: отстаньте от меня, я все равно не буду делать того, что вы от меня добиваетесь. Умру, виною истеку, но по вашему не будет. Почему? потому что я – маленький гаденыш.
Вот из этого вы видите, что виноватость – это подструя мышления управления, рождающаяся у тех, кто имеет личину маленького гаденыша. Кстати, я очень редко помню себя виноватым. А самое главное, не долго. Потому что чувство вины пропадает с исправлением ошибки…»
*В оформлении использовалась картина:
Альфред Карлтон, В углу, 1883 год