Нам кажется, что мы очень хорошо понимаем, что такое договор. Мы часто говорим ребенку: "Давай договоримся" и дальше выдаем свое суждение о том, как надо делать. Высказываем свое и не даем ребенку озвучить его понимание или не понимание, его мысли и соображения по данному поводу. А дальше исходим из того, что ребенок должен выполнять этот "договор".

Такой "договор" договором не является, несмотря на то, что мы привыкли именно к такому авторитарному общению с ребенком. Общению с позиции силы и власти данной нам накопленными годами. Вроде как, я же старше, я умнее и лучше знаю...

Если покопаться в корнях такого способа взаимодействия, то естественно, мы найдем корни в собственном детстве, найдем собственное ощущение бессилия перед подобными "договорами" и желание скорее вырасти, чтобы самостоятельно диктовать условия, а не подчиняться власти взрослых.

Совершенно неважно в каком тоне вы так "договариваетесь". Можно сделать это и очень ласково, и грубо. Результат один. Ребенок договор такой не выполняет, а когда вы "напоминаете", он с трудом его вспоминает.

Что же делать?

Во-первых, пересмотреть свое отношение к договору, вспомнить, что довольно часто договор подразумевает взаимные уступки. И с ребенком тоже.

Чем хорош младенец в данном случае? Младенец очень хорошо держит настоящий договор и совершенно не восприимчив к воздействию силой. Он еще не испорчен.

 

Как правило, мы вспоминаем о том, что с ребенком надо договариваться тогда, когда он нам мешает. Тогда, когда он делает что-то непозволительное или опасное. В таком состоянии никакой договор не возможен. Точка.

Если вы хотите действительно договориться о чем-то, то это надо делать тогда, когда у вас есть запас времени на то, чтобы объяснить почему вы хотите заключить именно такой договор, каковы последствия его невыполнения, как этот договор поменяет жизнь ребенка. Вы вместе с ним должны выстроить образы тех новых действий, которые потребуются ребенку, как только он примет ваш договор. У вас должно быть время и силы обсудить все "против" ребенка. Вы действительно должны оговорить все детали. 

Как действовать с младенцем? Да точно так же! Единственное отличие - он не может вам сказать свои возражения словами. Но он может кричать! И это тоже его высказывание.

Например, я хотела договориться с младенцем о том, чтобы он отпускал меня из комнаты и какое-то время лежал один. Обычно он кричал и даже дойти до туалета для меня было квестом. Что я делала: сначала я говорила о том, что я выйду из комнаты и в этом нет ничего страшного. Я выходила за дверь и тут же входила. Все свои действия комментировала и, когда возвращалась, говорила: "Видишь, ничего страшного. Я вернулась". Когда он понял, что в самом моем выходе из комнаты нет ничего страшного, я стала отходить дальше. И дальше. В итоге мы дошли с ним до того, что я говорила: я сейчас иду в туалет, потом на кухню, потом возвращаюсь к тебе. Делала это, приходила и обнимала его. 

Какие взаимные уступки присутствовали в этом договоре: 1. Я приняла, что он боится меня потерять. Это было изначально осложняющим условием договора. Для того, чтобы договор состоялся, надо было учесть это условие и выполнить множество подготовительной работы. Но мои усилия были вознаграждены:) 

2. Ребенок принял, что придется меня отпускать. Думаю, для него это тоже было не самым желанным событием в жизни, но мы с ним нашли те условия, при которых он согласился на это небольшое ухудшение своего существования.

 

Надежда Соколова