Продолжаем подготовку к Подворью Молодайника.
Предлагаем вашему вниманию главу "Простое учебное упражнение", в этой главе рассказывается о том, а как собрать себя?
Суть обучающих упражнений проста: они должны позволять отыграть то, что вам и предстоит сделать в действительности. Но отличаться от жизненного дела степенью сложности. В общем, упражнение должно быть простым, проще, чем дело. Учеба усваивается лишь тогда, когда мы идем от простого к сложному.
Но в частях уровень сложности упражнений должен быть выше, чем сложность вашей задачи. Чтобы в жизни легко справиться с делом, в учебе вы должны научиться решать и более сложные задачи. Как говорил Суворов, тяжело в учебе — легко в бою. Поэтому хоть основа упражнения и должна быть простой, она должна позволять усложнять каждую свою часть по очереди, чтобы в целом получилось гораздо более сложное упражнение, чем основа, из которой оно вырастает.
Но какое упражнение может развить способность собирать внимание? Совершенно очевидно, что оно должно повторять то дело, в котором вы хотите победить, с помощью собранности. Не менее очевидно, что такое дело должно быть у всех разным. По крайней мере, так кажется.
Однако все дела разные на уровне быта, то есть в жизни. Что не значит, что они так же разнятся и на уровне понятий. Большинство очень различных дел можно описать одними и теми же знаками. Скажем, как Цезарь: пришел, увидел, победил. Как можно описать собирание внимания?
Жизнь рвала меня на куски, но я собрался и победил?
Или: меня размазали, как таракана по асфальту, но я собрал всю свою силу и поднялся?
Я был разбит вдребезги, но собрал себя по кусочку и заставил жить дальше?
Это все крайние случаи. Такое случается с людьми, но вовсе не так уж часто. Простейшее упражнение должно быть таким, какое мы даже не замечаем — настолько оно привычно. Что-то вроде: ничто не может вышибить нас из седла. Или: хочешь — не хочешь, а делать надо.
Последнее гораздо ближе к искомому как и: нельзя, чтобы они увидели тебя таким. Или: соберись, на нас смотрят.
Все эти символические описания состояний вполне могут быть отыграны в упражнениях, и даже должны быть отыграны, если они для вас важны. Но все же есть несколько еще более простых упражнений, с которых стоит начать обучение.
Если мы вспомним теорию, то собирание внимания может делаться двумя способами: как усилие и как собирание себя. Научиться надо обоим. Но сначала сами эти способы надо принять как возможные. Это нельзя сделать от ума, их надо почувствовать возможными и полезными.
Поэтому исходным для всей работы над собой делается упражнение с портретом себя. Вы берете свою фотографию и режете ее на множество кусков. Можно даже порвать, чтобы это состояние осознавалось именно как рваное, как если бы жизнь порвала лично вас. А затем вы собираете себя кусочек за кусочком, пока не вернете свою целостность.
Это простое и, в общем-то, незатейливое действие обладает немалым психотерапевтическим воздействием. Его стоит проделывать каждый раз, когда вы ощущаете еще себя расстроенным. Расстройство - это и есть состояние, в котором требуется собраться. Вы ощущаете себя расстроенным? Найдите полчаса времени, уединитесь, рассыпьте свой портрет и спокойно соберите себя.
Если почувствуете, что на вас это оказывает целебное воъкист-вне, закажите себе этот портрет в виде пазла, который собирается в рамке для портретов, чтобы собранным его можно было поставить на столе перед собой. Тогда каждый раз, когда вам олово, вы расстроены, вы не начинаете работать в этом состоянии, а опрокидываете рамку, так что пазл рассыпается, и собираете себя. Такая гимнастика могла бы помочь даже людям с психическими отклонениями.
Как вы понимаете, это упражнение вселяет ощущение, что лечение от расстройств, то есть возвращение собранности внимания, идет как собирание себя из тех кусков, на которые вы развалились.
Другое упражнение приучит вас к тому, что достижение ваших целей и желании возможно, только если вы научитесь удерживать усилие, управляющее вниманием. Упражнение это так же просто, и его можно делать хоть каждый день и в любых условиях.
Сначала вы заявляете себе, что хотите. Просто называете любое свое желание и для того, чтобы быть верным и не позволить себе по ходу перестроиться, записываете его. А затем берете любой журнал или газету и последовательно находите в нем слово за словом из своей записи. Находите, вырезаете и наклеиваете на лист бумаги.
Нельзя клеить в том порядке, в каком нужные слова попадутся в тексте. Надо приучить себя идти последовательно, шаг за шагом наращивая качество и строя лестницу достижения. Проделав это упражнение несколько раз дома, впоследствии, если делаете его в людных местах, вы сможете просто обводить найденные слова карандашом. Но у вас уже будет культура, требующая не перескакивать, а идти последовательно от слова к слову. И если какое-то нужное слово пришло преждевременно, вы его не обводите, а пропускаете, но удерживаете вниманием место, где можно будет его найти, когда оно понадобится. Это упражнение не на собирание анонимных писем из печатных слов, а на управление вниманием. Поэтому не облегчайте себе жизнь. Скорее наоборот.
Что произойдет, когда вы запишете свое желание? Вы его осознаете. При этом у вас будет искушение привычно соврать – мы все врем, когда от нас требуется сказать, что мы хотим. И мы не называем истинных, глубинных желаний, потому что храним их только для себя. К сожалению, лживость так въедается в нас, что из личности переходит даже в души. И мы довольно часто и сами перестаем видеть свои скрытые желания.
Но даже если они и не пропадают полностью, мы точно не достигаем их, потому что пока они прячутся, из них нельзя создать разумную задачу. А значит, достигать такие желания мы можем только исподволь и неразумно. Поэтому большинство тех людей, которые наконец-то решаются удовлетворить свои самые главные желания, делают это как в сумасшествии или как животные, то есть существа, лишенные разумности.
Поэтому даже хорошо если первыми из вас будут выскакивать те желания, которыми вы привыкли отводить глаза другим. Идите на это осознанно. Желание-фальшивка полезно, когда надо прятать душу от злого глаза. Но в нем всегда есть одна важная черта: оно не сущностно. А значит, оно не стоит больших усилий. Мы не прочь удовлетворять любые свои желания, если это ничего не стоит. Но тратить действительные силы на пустышку нам не по нутру. Однако мы это не осознаем и не понимаем, поскольку привыкли легко отказываться от того, что выдали за свои желания.
Вот от этой слабины и надо избавиться. Вы учитесь собирать внимание затем, чтобы стать успешным в жизни. Это предполагает, что вы не разбрасываетесь по пустякам и не гоняетесь за фальшивками. От дешевых желаний надо себя отучить. Жизнь коротка, а сил мало. Если хотите состояться в этой жизни, те малые силы, что вам отведены, надо тратить только на главное, только на действительные желания. А фальшивки надо научиться чуять и испытывать к ним почти телесное отвращение.
Поэтому вы пишете любое желание, которое первым выскакивает в вашем сознании. А затем открываете газету и погружаетесь в поиск. И если желание ваше — дешевка, вы очень быстро почувствуете, что оно не стоит того усилия, которое приходится прилагать, чтобы разыскать в этой огромной мусорной свалке слов нужные.
А чтобы усилить это ощущение, запишите свое желание длинно. И вообще пишите вначале длинно. Поиск быстро накажет вас за размазанность и научит собирать внимание даже в том, как давать имена своим желаниям. Внимание - это орудие управления силой. Это упражнение быстро отучит вас тратить лишнюю силу на то, что можно сделать легко и быстро. Вы будете жить проще, и у вас будет оставаться от дел множество сил, которые вы сможете потратить на себя и своих любимых.
Но однажды вы научитесь называть настоящие желания. Тогда «ам необходимо углубить понимание упражнения.
Первое, что придется принять, что ваша запись желания есть ваше действительное желание, но воплощенное в знаки. И это лишь ваш выбор считать его знаком или воплощением в знак. Однако подумайте: деньги — это знак или воплощение? Можно пошутить: деньги — это воплощение денег. Внешне это лишь бумажка, на которой записано несколько знаков. Но это воплощение силы, власти и возможностей.
Вот и ваша запись может быть чем угодно. Все зависит только от вас. Если вы все еще врете себе — она пустышка, как банкнота, вышедшая из оборота. Если это действительное желание, запись становится валютой, она становится тем, что заставит вас действовать, как заставляют действовать деньги.
Поэтому, как только почувствуете, что начали называть свои желания, записывайте их на денежных купюрах и храните их до тех пор, пока не исполните.
Теперь обратите внимание на журнал или газету, в которых намереваетесь найти нужные вам слова. Если деньги — это не просто знаки и ваша запись — не просто слова, то почему газета для вас лишь грязная бумага? Вглядитесь: она той же природы, что и деньги. Ею можно подтереться, на ней можно почистить селедку, но мудрый человек прозревает в ней силу, почему прессу и зовут четвертой властью.
В чем сила газеты? Почему Ленин, готовя революцию, начинал с «Искры»? Что есть такого в газете, что с помощью нее можно перевернуть мир, ведь революция, револт - это переворот? В ней - Образ мира. Газета - это запись Образа того мира, в котором живешь ты! В котором ты потерялся и растерял себя.
Магичность знаков газеты такая же, как магичность денежных знаков, и такая же, как магичность твоей записи. Ты есть желание. Когда ты был цельным, у тебя была сила, тогда, когда ты хотел, ты совладал со своим желанием. И как только оно возникало, ты шел и брал. А затем у тебя отобрали силу и цельность, тебя разбили на куски и каждый кусок спрятали где-то в мире. И тебе не собрать себя, не научившись возвращать свои части.
Записав желание, ты присвоил его частям знаки. Теперь по этим знакам ты должен найти свои части в образе мира. А он будет растаскивать твое внимание, он будет отвлекать и увлекать тебя. И тебе придется научиться прилагать усилие, чтобы собираться и не терять себя, как бы на тебя ни воздействовали. И извлекать пользу из всего, что мелькает перед тобой.
И если это станет для тебя естественным как отношение к миру, оно перейдет из образа мира в действительный мир и изменит твою жизнь.
* глава из книги
Введение в прикладную психология внимания
А. Шевцов
Издательство "Роща", 2016 г.