Приемы собирания внимания рождаются из самой природы разума. А природа эта — задачность. Поэтому, если вы хотите за­хватить внимание, достаточно сказать, что есть задача, и разум на­стораживается, так сказать, делает стойку.

Если после этого задача показана, разум непроизвольно на­чинает выяснять условия задачи. И как только условия стано­вятся ему понятны, он принимается ее решать. Причем вы не вольны в этом. Все происходит так быстро, что вы даже не заме­чаете, что уже решаете задачу, пока из вас не выскакивает либо ответ, либо не приходит ощущение, что вы запутались и не смо­гли решить ее сходу.

Если я спрошу кого-то рядом, сколько будет дважды два, вы обнаружите, что уже ответили: четыре. Но это неочевидный от­вет, поскольку скорости были так высоки, что вам показалось, что вы просто всегда этот ответ знали и вовсе не решали эту задачу. Но если я спрошу вашего соседа, кто написал «Робинзо­на Крузо», вы не сможете не заметить, что какая-то работа ума вами производилась.

Тем более если вопрос будет не из числа очевидных. Напри­мер, как вызвать такси? Не забывайте, вопрос не обращен к вам, он просто звучит. Но ваш разум либо уже нашел ответ, либо пришел к выводу, что не знает, либо попробовал вспомнить но­мер телефона службы такси. В любом случае, он точно проде­лал какую-то работу, которую вы так или иначе почувствовали. Кстати, а как вызвать такси?

Итак, как бы ни был расслаблен ваш разум, но есть вещи, которые его собирают. И чтобы это показать, я предложу вам упражнение.

Что произошло с вашим сознанием, когда вы прочитали сло­во «упражнение»? Что-то собралось? А что? Это стоит разгля­деть. Это важно. Но это задача. Для этого нужен определенный уровень самоосознавания. Впрочем, это всего лишь задача, и мы ее сейчас решим. Это просто.

Заметили ли вы разницу между своими состояниями, когда я сначала написал: «но это задача» — и когда написал вслед за этим: «это всего лишь задача?» Удержите эти ощущения.

Итак, задача.

А как изменились ощущения теперь? По крайней мере, они определенно изменились, и вы не можете этого не чувствовать.

Повторяю: это задача. Но это простая задача. Впрочем, если у вас совсем нет никаких способностей к самонаблюдению... По крайней мере, решая ее, вы хотя бы проверите, есть ли у вас та­кие способности. И это уже полезно. Но я думаю, что вы уже заметили, что способности у вас есть, и вы ощущаете себя по-разному при каждом изменении моего высказывания.

Так что там у вас со способностью к самонаблюдению? Хва­тит ли ее, чтобы заметить, что слова о том, что нам предсто­ит решить задачу, рождаюг некую настороженность и желание увильнуть от испытания. Слова о том, что задача простая, успо. каивают. А просто сказанное: итак, задача — переводит ващ разум в готовность к работе, как если бы вам скомандовали: на старт, внимание!..

Вы прекрасно справились с задачей на самонаблюдение. Но те­перь задачка будет посложней. Готовы?

И как снова изменилось ваше состояние? Готовы? Я надеюсь, что готовы, хотя уже видите и кучу внутренних метаний, которые всегда сопутствуют подобным проверкам. Если это удалось рас­смотреть, значит, уровень вашего самоосознавания поднялся. Это важно. Потому что теперь вы начинаете глубже понимать себя. А это именно то, что нужно для переноса этого навыка на других, когда вы управляете их вниманием.

Собственно говоря, это и есть прием.

Вы хотите захватить и удержать внимание другого человека на каком-то деле. Вы объявляете, что ему предстоит решить за­дачу. и следите за собственным состоянием. И видите, что ваш разум начинает метаться, чтобы эта чаша его миновала. Будьте уверены, то же самое происходит и с тем человеком, к которому вы обратились. А значит, вы вполне можете озвучить все свои ме­тания и сомнения.

И тогда, будучи выговоренными, они ослабнут. Это давно из­вестно людям, которые думали об очищении сознания или души. Тяжесть уходит, если есть кому о ней рассказать. Как и страхи или сомнения. Даже глупость уходит, если ее высказать. Логос, будучи явлен в слове, очищает сознание, и в силу этого он целителен.

Это удивительно, но если вы приступите к решению сложной задачи молча, то по ходу решения из вас могут выскочить все «умные мысли», которые жили в вашем сознании. И вы можете оказаться в роли изрядного пошляка или хама. Но если вы вы­скажите все эти умности и до того, как включились в работу, ваши действия будут очень чистыми, потому что все лишнее вы уже «отумничали» раньше.

Это один из приемов собирания на деле.

Но он хорош, когда дело делаете вы. А как быть, если его надо сделать другому человеку? И вы очень не хотите, чтобы он по ходу болтал пошлости, хамил или сомневался в себе.

А черт его знает, как быть! Как догадаться? В конце концов, возьми, да сам и скажи, как быть, это же ты пишешь книгу! Почему я вообще должен за тебя что-нибудь гадать? Разве что за- 11°ч чТОбы это открытие было моим собственным? И я сам бы про­бел этот путь до овладения умением, а не получил его разжеван­ным? И вправду, а как быть, что надо сделать, чтобы ваш работник ^елал точно то, что надо?

Как убрать у него сомнения, метания, страхи?

Не знаю, получилось ли у меня, но обычно этот прием работа­ет безотказно: если рядом с нами звучат какие-то высказывания, мы непроизвольно прикладываем их к себе. Именно это я попы­тался показать и в предыдущем абзаце и в предыдущем упражне­нии. И, как ни странно, но если кто-то говорит о страхе, а во мне живет такой же страх, мне становится легче. И если кто-то гово­рит о волнении, подобном моему, мое волнение слабеет.

Этот прием может работать даже как внешнее внушение, суг­гестия, как называется это в психотерапии. Если рядом с челове­ком спокойным голосом говорить о том, что надо успокоиться, поводов для волнения нет, со всеми сложностями можно спра­виться, это срабатывает. Люди успокаиваются.

Но если перед этим настроиться на решение той самой задачи, почувствовать собственные волнения и сомнения, соответствую­щие состоянию того, кто должен эту задачу решать, и высказать их, то вы попадаете очень точно. Сознание человека очищается, и он делает дело так, как будто бы сам выговорил все свои страхи.

Это проще понять на примере всяческих умничаний и оценок. К примеру, вы даете задание: итак, еще раз та же самая задача на самоосознавание!

И тут же начинаете выговаривать то, что в вас шевельнулось: ну, достал! Сколько можно одно и то же?! Я уже все понял, хватит тянуть резину! И вообще, дурацкое дело!

Впрочем, делать придется. Все равно заставит. И лучше с тол­ком, чтобы не потратить время зря. И хорошо бы уйти на следую­щий уровень осознавания...

Если все эти «бурчалки» высказал не гот, кто будет работать, а тот, кто давал задание, работнику остается только «уйти на этот следующий уровень». Сказать кому-то, что он дурак, после того, как он это сказал сам, глупо, А значит, все эти соблазны уже не отвлекают. Место очистилось и стало занято Задачей.

Так работает разум.

 

* глава из книги

Введение в прикладную психология внимания

А. Шевцов

 

Издательство "Роща", 2016 г.