Приемы собирания внимания рождаются из самой природы разума. А природа эта — задачность. Поэтому, если вы хотите захватить внимание, достаточно сказать, что есть задача, и разум настораживается, так сказать, делает стойку.
Если после этого задача показана, разум непроизвольно начинает выяснять условия задачи. И как только условия становятся ему понятны, он принимается ее решать. Причем вы не вольны в этом. Все происходит так быстро, что вы даже не замечаете, что уже решаете задачу, пока из вас не выскакивает либо ответ, либо не приходит ощущение, что вы запутались и не смогли решить ее сходу.
Если я спрошу кого-то рядом, сколько будет дважды два, вы обнаружите, что уже ответили: четыре. Но это неочевидный ответ, поскольку скорости были так высоки, что вам показалось, что вы просто всегда этот ответ знали и вовсе не решали эту задачу. Но если я спрошу вашего соседа, кто написал «Робинзона Крузо», вы не сможете не заметить, что какая-то работа ума вами производилась.
Тем более если вопрос будет не из числа очевидных. Например, как вызвать такси? Не забывайте, вопрос не обращен к вам, он просто звучит. Но ваш разум либо уже нашел ответ, либо пришел к выводу, что не знает, либо попробовал вспомнить номер телефона службы такси. В любом случае, он точно проделал какую-то работу, которую вы так или иначе почувствовали. Кстати, а как вызвать такси?
Итак, как бы ни был расслаблен ваш разум, но есть вещи, которые его собирают. И чтобы это показать, я предложу вам упражнение.
Что произошло с вашим сознанием, когда вы прочитали слово «упражнение»? Что-то собралось? А что? Это стоит разглядеть. Это важно. Но это задача. Для этого нужен определенный уровень самоосознавания. Впрочем, это всего лишь задача, и мы ее сейчас решим. Это просто.
Заметили ли вы разницу между своими состояниями, когда я сначала написал: «но это задача» — и когда написал вслед за этим: «это всего лишь задача?» Удержите эти ощущения.
Итак, задача.
А как изменились ощущения теперь? По крайней мере, они определенно изменились, и вы не можете этого не чувствовать.
Повторяю: это задача. Но это простая задача. Впрочем, если у вас совсем нет никаких способностей к самонаблюдению... По крайней мере, решая ее, вы хотя бы проверите, есть ли у вас такие способности. И это уже полезно. Но я думаю, что вы уже заметили, что способности у вас есть, и вы ощущаете себя по-разному при каждом изменении моего высказывания.
Так что там у вас со способностью к самонаблюдению? Хватит ли ее, чтобы заметить, что слова о том, что нам предстоит решить задачу, рождаюг некую настороженность и желание увильнуть от испытания. Слова о том, что задача простая, успо. каивают. А просто сказанное: итак, задача — переводит ващ разум в готовность к работе, как если бы вам скомандовали: на старт, внимание!..
Вы прекрасно справились с задачей на самонаблюдение. Но теперь задачка будет посложней. Готовы?
И как снова изменилось ваше состояние? Готовы? Я надеюсь, что готовы, хотя уже видите и кучу внутренних метаний, которые всегда сопутствуют подобным проверкам. Если это удалось рассмотреть, значит, уровень вашего самоосознавания поднялся. Это важно. Потому что теперь вы начинаете глубже понимать себя. А это именно то, что нужно для переноса этого навыка на других, когда вы управляете их вниманием.
Собственно говоря, это и есть прием.
Вы хотите захватить и удержать внимание другого человека на каком-то деле. Вы объявляете, что ему предстоит решить задачу. и следите за собственным состоянием. И видите, что ваш разум начинает метаться, чтобы эта чаша его миновала. Будьте уверены, то же самое происходит и с тем человеком, к которому вы обратились. А значит, вы вполне можете озвучить все свои метания и сомнения.
И тогда, будучи выговоренными, они ослабнут. Это давно известно людям, которые думали об очищении сознания или души. Тяжесть уходит, если есть кому о ней рассказать. Как и страхи или сомнения. Даже глупость уходит, если ее высказать. Логос, будучи явлен в слове, очищает сознание, и в силу этого он целителен.
Это удивительно, но если вы приступите к решению сложной задачи молча, то по ходу решения из вас могут выскочить все «умные мысли», которые жили в вашем сознании. И вы можете оказаться в роли изрядного пошляка или хама. Но если вы выскажите все эти умности и до того, как включились в работу, ваши действия будут очень чистыми, потому что все лишнее вы уже «отумничали» раньше.
Это один из приемов собирания на деле.
Но он хорош, когда дело делаете вы. А как быть, если его надо сделать другому человеку? И вы очень не хотите, чтобы он по ходу болтал пошлости, хамил или сомневался в себе.
А черт его знает, как быть! Как догадаться? В конце концов, возьми, да сам и скажи, как быть, это же ты пишешь книгу! Почему я вообще должен за тебя что-нибудь гадать? Разве что за- 11°ч чТОбы это открытие было моим собственным? И я сам бы пробел этот путь до овладения умением, а не получил его разжеванным? И вправду, а как быть, что надо сделать, чтобы ваш работник ^елал точно то, что надо?
Как убрать у него сомнения, метания, страхи?
Не знаю, получилось ли у меня, но обычно этот прием работает безотказно: если рядом с нами звучат какие-то высказывания, мы непроизвольно прикладываем их к себе. Именно это я попытался показать и в предыдущем абзаце и в предыдущем упражнении. И, как ни странно, но если кто-то говорит о страхе, а во мне живет такой же страх, мне становится легче. И если кто-то говорит о волнении, подобном моему, мое волнение слабеет.
Этот прием может работать даже как внешнее внушение, суггестия, как называется это в психотерапии. Если рядом с человеком спокойным голосом говорить о том, что надо успокоиться, поводов для волнения нет, со всеми сложностями можно справиться, это срабатывает. Люди успокаиваются.
Но если перед этим настроиться на решение той самой задачи, почувствовать собственные волнения и сомнения, соответствующие состоянию того, кто должен эту задачу решать, и высказать их, то вы попадаете очень точно. Сознание человека очищается, и он делает дело так, как будто бы сам выговорил все свои страхи.
Это проще понять на примере всяческих умничаний и оценок. К примеру, вы даете задание: итак, еще раз та же самая задача на самоосознавание!
И тут же начинаете выговаривать то, что в вас шевельнулось: ну, достал! Сколько можно одно и то же?! Я уже все понял, хватит тянуть резину! И вообще, дурацкое дело!
Впрочем, делать придется. Все равно заставит. И лучше с толком, чтобы не потратить время зря. И хорошо бы уйти на следующий уровень осознавания...
Если все эти «бурчалки» высказал не гот, кто будет работать, а тот, кто давал задание, работнику остается только «уйти на этот следующий уровень». Сказать кому-то, что он дурак, после того, как он это сказал сам, глупо, А значит, все эти соблазны уже не отвлекают. Место очистилось и стало занято Задачей.
Так работает разум.
* глава из книги
Введение в прикладную психология внимания
А. Шевцов
Издательство "Роща", 2016 г.