Может быть, ты думаешь, что я говорю про память только, чтобы рассказать сказку? Ты ошибаешься! Я терпеть не могу сказок! Я их просто не переношу. Мне с детства слишком много рассказывали сказок, кормили мороженым и водили в кино. И теперь я не хожу в кино, не ем мороженного... э, почти не ем... ну и совершенно не переношу сказок!

А почему же то, что я расска­зываю, так похоже на сказку, спросишь ты? Да я и сам удивля­юсь! Но как думающий человек, а ведь мы с тобой думающие люди? - я не только удивляюсь, но и начинаю думать! Ты зна­ешь, что такое думать? Конечно! Вот и я тоже конечно не знаю, что это такое. И поэтому у меня почти ничего не получается при­думать. Так, разные пустяки, вроде того, что когда мы говорим о памяти, особенно о той памяти о памяти, которая в воспоми­наниях о воспоминаниях, это всегда получается похоже на сказку...

И тогда ко мне приходит сле­дующая мысль: А может быть, все сказки есть рассказы и вос­поминания о памяти?

А в моей голове уже толка­ется следующая мысль: Просто, когда мы говорим о настоящем, мы говорим обычно, когда мечта­ем, у нас получается фэнтэси, а когда рассказываем свои воспо­минания о воспоминаниях, всег­да говорим сказками?

И тут в мою голову пропихи­вает себя новая мысль: так что же - все сказочники не рассказы­вали сказок, а вспоминали, сидя перед огоньком камина, что-то из своей далекой-далекой па­мяти?

И тут же...

Скажи мне, мой друг, ты всё ещё думаешь, что умеешь думать? Я тебе завидую. Я уже давно думаю, что меня думают мои мысли. А я? А я всего лишь работаю при них почтальоном, который должен доставить их тебе.

 

Иногда я устаю от них и пыта­юсь спрятаться. Раньше это бы­ло проще. Но ведь я уже боль­шой. Я всю жизнь занимался тем, что рос. И теперь в мире оста­лось очень мало кустов, в кото­рых я могу спрятаться. Да и мысли стали умнее за последние годы. Они теперь гораздо легче находят меня. Это, наверное, потому, что они тоже росли и стали Большими...

 

Вот опять стучится одна из них: хорошо, если человек ниче­го не помнит!..

- Таких не бывает – прерываю её я!

- Бывает, бывает, - усмеха­ется она, - ты же сам говорил! Но это ладно. Пусть не помнят те, кто не помнит. А вот если чело­век начинает вспоминать, как ему помочь?

- А не надо ему помогать! Пусть забудет и спокойно спит дальше. Сон это очень хорошо для детей и мыслей! — отбиваюсь я.

- Э нет, - говорит мысль, цеп­ляясь за крышку черепной коробки, которую я пытаюсь зах­лопнуть, - ты теперь от меня не отвяжешься. Отвечай!

- Не знаю!

- Тогда думай!

Думай! Чего захотела! А как это думать? Что надо сделать, чтобы начать думать? Намор­щить лоб и пошевелить изви­линами? Ты не пробовал шеве­лить извилинами? Я пробовал. Щекотно и снятся сны про воду. Будто всё течет, все изменяется. И в тебе всё зудит, будто прогло­тил таблетку «Познай себя». Не знаешь таких таблеток?! Ну ты меня удивляешь, мой друг. Меня с детства пичкали ими вместо витаминов. Гадкая штука, дол­жен я тебе сказать. Ты весь начи­наешь зудеть. Ты покрываешься зудом с головы до ног. И при этом ты знаешь, что чесаться беспо­лезно. Все думают, что чесаться полезно, но я проверял. Я ведь тоже так думал, когда был ма­леньким. Почесался и чесаться перестанет, Нет, когда ты проглотил таблетку «Кто я?» - не помогает даже чесать в за­тылке.

Да ты же знаешь, иногда и без самопознания такое случается: вдруг как зачешется! И ты че­шешь, чешешь и там, и тут, а нужно всего лишь найти правильное место. Ты это знаешь, ты ведь тоже не маленький? Я тебя знаю!

Так вот, от таблетки «Познай себя» или «Кто я?» чесаться бесполезно. Её надо перетер­петь, замерев и не двигаясь. Ну, совсем не двигаясь, ни чуточки. Даже мыслью. Тогда она позудит позудит и пройдет. И ты опять сможешь жить спокойно. И не дай тебе бог начать шеве­литься. Разочек не утерпишь и обязательно начнешь искать ответ. И ведь начнешь, а оста­новиться будет так трудно!

Вот я и советую тебе, будь бдителен, никогда не спи и всё время следи за тем, чтобы змея Самопознания не подползла к тебе и не впрыснула свой вопрос в твою кровь. Это ведь из её яда делают таблетки «Кто я?».

 

Я тебе страшнее скажу. Потом не знаю, что будешь готов отдать, лишь бы ника­кого самопознания, лишь бы уснуть и никаких воспомина­ний. Вот я посылаю тебе новую картину. Почтальоны назвали её * Зимний замок ». Не верь им. Это у них с тех пор, когда они сами прятались в кустах. Они теперь постоянно пытаются там что-нибудь спрятать. Например, смысл или настоящее имя.

Выключи свет в комнате и погляди на картину в темноте. И сразу все кусты станут прозрач­ными. Особенно если у тебя есть камин. При свете костра или камина всё спрятанное стано­вится виднее. Все спрятанное в тебе, конечно! Ведь их свет пронзает нас насквозь и извле­кает нашу память и утерянные смыслы.

Так выключи свет, зажги камин и смотри в эту картину. Не бойся. Это не воспоминание. Это напоминание. Это мое напо­минание всем непослушным: будете ходить в самопознание - с вами будет так же!

Как? - спросишь ты.

А ты читал «Маленького принца» Экзюпери? - спрошу тебя я. А раз читал, разве ты не узнал Розу и планету?

А где принц? - спросишь ты.

А я отвечу: Ты спрашиваешь не о том. Конечно, я отвечу, мне не трудно. Пожалуйста. Принц, как ты помнишь, ушел путе­шествовать. Он ушел искать от­вет на какой-то вопрос. Это все знают. Я даже скажу то, о чем ты уже сам догадался. Сейчас Принц в замке. Но вот если бы ты задал правильный вопрос!...

 

* Глава из книги

«ВОСПОМНАНИЯ В КУСТАХ»

Иван Скоморох

 

Издательство «Роща»