Если мы хотим научиться думать или хотя бы просто понять, как это происходит в нас, начинать надо с того, что заставляет наш разум работать — с желаемого или желанного.
В основе всех человеческих действий лежат желания. Это так очевидно, что кажется само собой разумеющимся. Когда-то меня поразило, что в психологии нет такого раздела. Я пришел в Научную библиотеку и попросил библиографа подсказать, где в генеральном каталоге можно найти что-то о психологии желаний, а она стояла перед шкафами и разводила руками... Наверное, психологи спрятали от себя желания под иностранным словом мотивы...
С мотивами у психологов тоже все сложно и путано. Я подробно-разбирал это в Обшей культурно-исторической психологии, поэтому имею право не использовать понятий из этой «свалки мусора», как отзываются о своей теории мотивов сами психологи. Я буду говорить лишь о том, что есть в действительности.
В действительности есть желания. Мазыки, правда, считали, что желания бывают разными, и выделяли основу, которая присутствует во всех желаниях. Ее они называли охотой и считали охоту своеобразным клеем, который вклеивает душу в тело. Вклеивание эта,- правду сказать, своеобразное, больше похожее на вдувание или всасывание. Охота втягивает душу в тело, как сквозняк втягивает форточку. И пока этот ветер жизни силен, мы всецело поглощены тем, куда он устремляет себя. А поскольку дует он сквозь тело из того мира, откуда приходят души, в мир земной, мы заняты тем, что есть в земном мире.
И любим жизнь. Поэтому охоту можно считать током жизни.
Но вот напор охоты слабеет, и мы начинаем задумываться об иных мирах, о смерти или хотя бы о самопознании. Если задуматься о самопознании вовремя, пока запас охоты еще велик, она перестает бездумно расходоваться на внешнюю жизнь, и тогда происходит обращение в себя, и человек может прожить очень долго и многого достичь во внутренней жизни. Такова мифология этого предмета. Я оставляю ее вне рассмотрения. Люди, которые мне это рассказывали как этнографу, жили долго и умели много такого, чем поражали мое воображение. Но это лишь их объяснение их действительности.
оя же действительность такова, что я могу видеть желания. Я могу принять, что существует некая основа всех желаний, некое исходное понятие о желаниях, и я точно вижу, что желания в жизни проявляются по-разному. Следовательно, я могу принять имя «охота» как родовое для всех видов желаний. А какие виды бывают?
Определенно есть желания телесные и душевные. Но и они делятся на подвиды. Я определенно могу сказать, что хочу есть. Так я опишу свое состояние. Но про то же самое, если говорить в общем, я скажу как про потребность. Очень вероятно, что потребности тела проявляются внешне как желания. Но само понятие потребностей мы используем для обозначения того, что необходимо для жизнеобеспечения, без чего тело погибнет. В сущности, для описания неизбежностей этого воплощенного состояния. И это отвлеченное понятие.
В быту мы ощущаем то же самое просто желаниями и вполне можем с ними бороться. Даже довести себя до смерти истощением, к примеру.
Это выглядит верным, но так ли это? Я вполне могу говорить о потребности в ласке. Я не имею в виду душевную потребность, вроде потребности в общении или понимании. Я говорю о телесной потребности: телу требуется, чтобы за ним ухаживали, ласкали. Или потребность в игре. Опять же, в телесном смысле, хотя ее трудно разделить с душевной потребностью.
Отказ в выполнении подобных требований, кажется, не ведет к смерти. Как не ведет к смерти и отказ исполнять то, что называется душевными потребностями. Но при этом сила этих желаний настолько велика, что мы явно не случайно называем их именно потребностями. Поэтому, если исходить из чувства языка, потребности - это настолько важные желания, что от них может зависеть выживание, но даже если мы и не доводим себя до смерти, исполнение потребностей либо является неизбежностью, как при очищении кишечника, либо лишает нас какой-то полноценности.
Какой?
Какой полноценности будет лишен ребенок, если с ним не играть? Какой полноценности будет лишена женщина, если ее не любить и не ласкать? Какой полноценности будет лишен мужчина, если его лишить возможности творить?
Как видите, даже описание потребностей, если идти вслед за русским языком, оказывается описанием различий между разными людьми. Причем на уровне половых и возрастных различий. Пожалуй, разным возрастам соответствуют разные потребности, и это не личные предпочтения, а наше устройство или условия нашего вызревания. Так же и разным полам свойственны разные потребности, и если этого не понимать и не учитывать, мы не обретаем счастья...
Желание — это то, что толкает нас к действию. Но толкать или погонять можно, пока я животное. Когда я человек — меня надо вести. Поэтому разум, осознав желание, из понуждающего толчка превращает его в образ, который зовет, манит и ведет сквозь жизнь. Осознанное желание превращается в мечту или цель.
Как создаются такие образы, даже описывать не стоит. Каждый может вспомнить множество своих целей, а лучше то, как мечтал. Именно мечтания и показательны как пример того, как мы творим образы желанного. Вспомните, как вы мечтали о чем-то, а лучше позвольте себе помечтать прямо сейчас, и вы будете иметь лучший пример того, как разум обрабатывает толчки охоты, превращая их в образы, которые поведут вас к цели сквозь все препятствия.
Точно так же творятся все наши цели. Это очевидно и не требует какого-то особого обучения.
Важнее рассмотреть то, как эти цели превращаются в сложные клубки образов, учитывающих все возможные встречные помехи. Вот для того, чтобы понять эту хитрость, и надо помечтать прямо сейчас. Взрослея, мы теряем охоту мечтать, потому что мечты бесплотны, мечты недостижимы, а мы научились достигать того, что хотим. Это дает силу жизни. Поэтому мы гоним мечты прочь.
Но навык мечтательности есть у каждого. Восстановите его ради самопознания. И посмотрите, как вы, мечтая, учитываете и легко преодолеваете помехи, которые будет ставить на вашем воображаемом пути воображаемая жизнь. Там, в мечте, это ярко видно.
Вот так же мы учитываем помехи и в быту.
Только в быту мы либо уже владеем простыми решениями, в которых все возможные помехи давно учтены, а потому незаметны, либо мы уже так запутались в том, как достичь желанного, что
и сами не можем разглядеть, как же устроен образ того, к чему мы стремимся.
Это чаще всего бывает с любовью и счастьем.
Чтобы разобраться подобными образами, надо вести полноценные прикладные исследования. И одному только понятию «образ желаемого» можно посвящать большие семинары по прикладной культурно-исторической психологии.
* Глава из книги
«Основы науки думать. Том II. Представление и воображение»
А.А.Шевцов
Издательство «Роща»