Роли матери и отца в воспитании детей.

 

Всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились.

Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад – большой клад», «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и др.

Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (во всяком случае, к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших – сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружек против матушки».

 

Роль матери.

 

Детей учили по-особому относиться к матери. По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяких бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а то, что выходила», - говаривали старики. Только в последние годы ученые пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Вам покажется интересным тот факт, что уже люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни ребенка негативно сказывается на его будущем; недаром существую пословицы:

  • Кто без призора в колыбели, тот век не при деле
  • Напряталась матка от деток – напрячутся и детки от матки.
  • От доброго дерева – добрый и плод.
  • При солнце тепло, при матери – добро.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  • Мамонька родимая – свеча неугасимая.
  • Мать приветная – ограда каменная.
  • Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
  • Материнская молитва со дна моря достанет.
  • Сердце матери – вещун.

 

На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Дети, в свою очередь, должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать ее до старости – здесь права женщин защищал и закон. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на нее голос.

 

Роль отца.

 

Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в дома – «большаку». Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться. В то же время хозяйка дома (в народе ее называли «большуха») была главной в вопросах воспитания детей, должна было умело организовывать домашнее хозяйство.

Сегодня многочисленные разносторонние исследования (психологов, социологов, педагогов, медиков и т.д.) отмечают негативные результаты, к которым привели недооценка, извращение роль отца в организации семьи, в воспитании детей. Принижение мужской роли в воспитании детей приводит к нарушению глубинных биологических законов социализации человека. Мы уже говорили о значении «образа отца» в формировании поведения детей. Отец подсознательно закладывал полоролевые стереотипы поведения. На его «отцовском опыте» учились старшие сыновья, которым вскоре предстояло создавать собственные семьи. Более того, в отсутствии отца именно старший сын выполнял обязанности  главы семьи – так он постепенно «входил в роль».

Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности – мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.

Между тем система традиционного воспитания демонстрирует высокий статус отца в семье, подчеркивая его особую – чрезвычайно важную – роль в деле воспитания детей. Отец как бы задает форму семейному бытию, вписывает его в общекрестьянский миропорядок. Мать же следит за исполнением этой формы, осуществляет ее поддержку, наполняет ее эмоциональным содержанием, следит за прочностью семейных уз.

Активный контакт с ребенком отец начинал осуществлять, когда малышу исполнялось полтора-два года, а то и позже. Примерно в этого времени деть все больше времени проводят с отцом. Выйдя из грудного возраста, ребенок испытывает острую потребность в отце. И это связано, прежде всего, со спецификой развития игровой деятельности. Отмечено, что мать, играя с ребенком, подсознательно, биологически оправданно, старается главным образом успокоить, унять ребенка, материнская ирга – своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец, и вообще мужчина, предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка.

Таким образом, с трехлетнего возраста особенно явно начинало проступать различие в «отцовском» и «материнском» стилях воспитания детей. Это полностью согласовывалось с традициями крестьянской педагогики, в которой было четкое разграничение того, кому, когда и как «образумливать» сыновей и дочерей.

Раннее детство – период критический для развития нервно-психической и личностной сферы ребенка. Поэтому в традиционной педагогике в первые два-три года жизни ребенок находился под зорким «патронажем» матери – именно на ней лежали заботы о его здоровье. Она бережно формировала его эмоциональную сфер – основу для развития таких человеческих качеств, как доброта и отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимых для его дальнейшее жизни в обществе. Далее наступал ответственейший период социализации ребенка, активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступал отец, на котором лежала ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни.

(Соколова Л.. Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях / М / Айрис-пресс, 2003)

 

 

А ВЫ ЧТО ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ РОЛИ МАТЕРИ И ОСОБЕННО ОТЦА В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ?